Рублевская палитра

природные пигменты, краски, материалы для художников иконописцев и реставраторов

 

 

 

 

 

 

Технологии приготовления художественных красок на основе натуральныи и синтетических пигментов

Краска - это декоративная и защитная система состоящая из пигмента, наполнителя и связующего вещества. Главная задача связующих веществ закрепить покрытие на грунте и связать их друг с другом.

Темперные краски

Темпера - краска, связующим которой выступают различные эмульсии. Эмульсии могут быть приготовлены из сырья природного происхождения - яичный желток, воск, цельное яйцо, казеин, смеси клеевого раствора с маслом и др. В качестве искусственной эмульсии иногда может выступать клей ПВА.

История использования темперных красок насчитывает более 3500 лет. Знаменитые росписи саркофагов Египетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России темперная техника преобладала в искусстве до конца XVII столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан. Некоторые итальянские живописцы пользовались и смешанной техникой, применяя и масляные краски, что известно по исследованиям картин, написанных до XVII века. Яичная темпера не терпит долгого хранения и изготавливается художниками перед употреблением. Промышленным способом изготавливается два вида темперы: казеин-масляная и поливинилацетатная (ПВА). Темпера ПВА более проста в употреблении, но со временем имеет склонность к растрескиванию. Необходимо помнить, что основа темперы ПВА и яичной темперы совершенно различны. Долговечность поновлений, выполненных темперой ПВА вызывает большие сомнения. Поэтому реставрация живописи и иконописи, выполненной до середины 20 века должна производиться исключительно яичной темперой.

Темперная живопись разнообразна по приёмам и фактуре, допускает как гладкое, так и густое,  пастозное письмо.Темперана желтке или смеси   желтка с варёным маслом или масляным лаком   используется чаще в станковой живописи. Основной   техникой станковой живописи в средние века была   темпера на яичном желтке (для предохранения от   порчи в краски добавляется квас или пиво, уксус, сок   фигового дерева, сухое белое вино). Русские   иконописцы и западноевропейские мастера писали на   хорошо просушенных досках (липовых, дубовых,   пальмовых, кипарисовых и др.). На проклеенную доску наклеивался тонкий холст (паволока) на которую накладывался слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. Ярким примером иконографии является Владимирский образ Богородицы написанный Евангелистом Лукой в Iв н.э. В современном искусстве темпера применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Темпера отличается значительной прочностью; краски её хорошо сохраняют свой цвет и тон.

Энкаустика или восковая теммпера

Энкаустика и ее разновидность восковая темпера яркостью и сочностью красок. Многие ранехристианские иконы написаны именно в этой технике. Приготовление энкаустики заключается в смешении пигмента с горячим воском. Энкаустикой художник писал только при разогретом воске. После двухсотлетней истории иконоборчества техника энкаустики уже не возродилась. Иконы выполненные в технике энкаустики отличаются необычайной яркостью и красотой красок. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Пантократор VIIв находящийся в Синайском монастыре.

Масляные краски

Масляными называют краски, в которых в качестве связующих использованы растительные масла или их производные - олифы. Для изготовления масляных красок подходят только так называемые "быстросохнущие " масла. Для художественных красок раньше использовали наиболее качественные их разности - ореховое, маковое, льняное, конопляное масло. В настоящее время практически все краски делаются на основе льняного масла.Расцвет письма масляными красками приходиться на эпоху Возрождения.Флорентийская, голландская, римская, берлинская школы использовали масло в своих работах. В нашей стране широкое распространение масляное письмо получило в XVIIIв. В иконописи масляные краски использовал Боровиковский, Архиповский и др. 

Акварельные краски

В акварельных красках в качестве связующего используются водорастворимые растительные клеи, дающие при высыхании смываемую пленку. Краски известны с давних времен, широко были распространены в средневековом Китае.  Изготавливаются на основе водорастворимых связующих: смолы гуми-арабика (аравийской акации), меда и др. В наши дни акварельные краски нашли применение в реставраторском деле.

Силикатные краски

Краски, в которых в качестве связующего использовано жидкое стекло. Жидкое стекло представляет собой водорастворимый силикат калия K2O*nSiO2 или натрия Na2*nSiO2. В отличии от других лакокрасочных систем, силикатные краски образуют не поверхностную пленку, а химически взаимодействуют с окрашиваемой поверхностью, в результате чего создают с ней единое тело. Силикатные краски безусловно относятся к наиболее долговечным и устойчивым. Окраска некоторых зданий в Германии, выполненная в середине 19 века до настоящего времени совершенно не изменилась.
Силикатные краски идеально подходят для окрашивания силикатных оснований - бетона, штукатурки, шифера, кирпича, кровельной посыпки и т.д. Применение силикатных красок сдерживается их низкой технологичностью. Скорость химического взаимодействия довольно значительна - 20-60 часов и в этот период система не должна испытывать воздействия воды, чрезмерно низких и высоких температур. Качество силикатной краски и, соответственно, качество покрытия определяется качеством силикатного стекла. Необходимо использовать только калиевое стекло с высоким кремневым модулем.
Благодаря своему составу силикатные краски обладают огнезащитными свойствами. Жидкое стекло обладает сильными щелочными свойствами поэтому для приготовления красок употребляют пигменты стойкие к действию щелочей. По цвету и фактуре силикатные краски отличаются от других матовостью и прозрачностью цвета. Для росписи храмов  силикатные краски употребляются с момента появления в XIX в. Ярким примером использования силикатных красок является роспись Владимирского собора в Киеве В.Васнецовым.

Советы иконописцам

Темперная краска традиционно изготавливается на основе темперной эмульсии.
Эмульсия берется, как правило, желтковая. Для этого отделяется яичный желток (куриного яйца), из которого удаляется желтковый мешок. Желтковую массу обезжиривают одной столовой ложкой сухого белого вина или уксуса, далее добавляют 1 столовую ложку кипяченой воды. Хранят эмульсию в закрытой посуде в холодильнике (не ниже температуры замерзания). Молотый пигмент растирают курантом на керамической, стеклянной или фарфоровой плите*. Истирание происходит сначала в сухую до нужного измельчения, затем с добавлением  кипяченой воды и эмульсии . Полученную краску собирают в стакан или тигель и используют в течении дня, дабы не допускать прокисание эмульсии. В тоже время существуют примеры когда иконописец наоборот дает возможность готовой темпере застояться в течении нескольких дней, это улучшает колоритность красок. Особенно часто такой метод применяется при приготовлении темперы на основе натуральных земель и охр.

Использование мездрового клея

Мездровый клей - натуральный продукт, полученный при выварке натуральной кожи. Применяется для проклейки иконных досок, наклейке паволоки, приготовлении левкаса и полимента, в реставраторском деле. Клеевая стружка замачивается на сутки в кипяченой воде в эмалированной посуде, далее разводится на тепловой бане (температура не более 40 градусов), далее отфильтровывается. Для улучшения клеевых свойств добавляется, в качестве антисептика, чайная ложка спиртового раствора прополиса, до замачивания клея, а также - в качестве пластификатора в качестве которого может выступать глицерин. При проклейке иконных досок рекомендуется брать последовательно раствор клея, концентрацией: 3, 5, 7 и 10%. Рекомендуется наносить клей на прогретую доску, полностью просушивая поверхность между проклейками. Наклейка паволоки осуществляется 15% раствором клея, с прорезанием паволоки по контуру лузги. Для левкаса (от греч. лейкос - светлый) рекомендуется использовать 10% концентрацию клеевого раствора. Пропорция: 100г мела на 1л клеевого раствора. Желированый левкас наносится тонким слоем в 10 – 12 заходов, с обязательным просушиванием слоев. Меры предосторожности: не перегревать клей (при перегреве клей теряет свои свойства); хранить разведенный клей и приготовленный на основе клея левкас и полимент в холодильнике!



тел/факс +7 (495) 715-56-38, 8-916-536-84-99  e-mail: Cgga@yandex.ru